Я еще хотел бы обратить внимание на факт теперь почти забытый, но имеющий первостепенную важность. В древней Церкви певец был сакральным лицом, он возводился в церковную степень путем хиротессии – возложения руки епископа; он принадлежал к клиру, т.е. избранным, и в знак этого должен был носить определенную одежду, хотя бы во время богослужения. Итак, пение рассматривалось не только как вид церковного искусства, но как посвящение человека и действие благодати. Певчий становился хранителем церковного предания, которое передавалось большей частью устно; ему приписывался определенный образ жизни. Некоторые грехи, например, неисполнение положенных постов, вело к исключению из клира. Литургическое пение в сакральном плане мыслилось как подобие ангельского пения (видение Игнатия Богоносца двух ангельских хоров, что послужило причиной установления антифонного пения). Для исполнения святых мелодий необходима святость жизни. Для эмоционального восприятия этих мелодий, для включения в них также необходим аскетический настрой. Здесь говорится об аскезе в широком понимании этого слова, как о борьбе со страстями, как о контроле над внешними впечатлениями, как об отсечении всего ненужного и рассредоточивающего ум. Комфортного христианства не может существовать, это только затянувшийся компромисс. Христианство, начиная уже с Нагорной проповеди Христа Спасителя, требует непрестанного внутреннего аскетизма. Харизма – это дар и действие благодати. Но харизма не всегда проявляется в виде творчества. Харизма нужна для сохранения Откровения; харизма нужна в пении для того, чтобы голос певца в неуловимых вибрациях передавал неизреченные глаголы Духа Святого, чтобы передавал через звуки то, что принадлежит безмолвию. Грех и страстность огрубляют душу. Если человек не очищает себя непрестанным покаянием, то духовное восприятие сменяется душевным, мистика – эстетикой, дух – чувственностью. Поэтому церковное искусство является чутким барометром духовного состояния общины, вернее, современного уровня христиан. Это обмирщение (секуляризация) проявляется в иконописи, храмовой архитектуре и литургическом пении. Характерно, что когда исчезло понятие клира и забылась хиротессия, – посвящение в церковные должности и степени, – то тенденции секуляризации и модернизма стали врываться в Церковь, не встречая прежней духовной преграды. Мы часто употребляем слово «каноничный» и «не каноничный» не к обрядам, а способам их совершения, между тем, как каноничность и неканоничность церковного пения проходит по другой линии. Канонично – то пение, которое пробуждает дух, которое помогает молиться, которое делает более ясным слова и смысл гимнов, которое, образно выражаясь, свет молитвенных слов согревает своим теплом. И, напротив, неканоничны те мелодии, которые усыпляют дух и пробуждают душевные эмоции, которые несут не умиротворение, а чувственное возбуждение, ошибочно воспринимаемое как вдохновение, которое не очищает душу, а только лишь дает эстетическое удовлетворение, похожее на душевное удовольствие. Оно исчезает по окончанию службы, и человек остается тем же, каким был. Церковное предание и хиротессия охраняли жизнь духа от различных душевных суррогатов. Продолжение следует.. 1-ая часть: https://vk.com/club206043773?z=photo-206043773_457239527%2Falbum-206043773_00%2Frev 2-ая часть: https://vk.com/club206043773?z=photo-206043773_457239529%2Falbum-206043773_00%2Frev Архимандрит Рафаил (Карелин) #Христос #христианство #православие #православнаяцерковь #рафаилкарелин #архимандритрафаилкарелин #музыка #пение #церковноепение